Периостит – причины, симптомы, диагностика и лечение
06.05.2022

Периостит челюсти (в народе флюс)– это воспаление надкостницы-оболочки, окружающей кость, в том числе верхнюю и нижнюю челюсть. Надкостница является основным источником жизнеспособности кости поскольку обеспечивает ее кровоснабжением.

Этиология периостита челюсти может быть разной:

• Самая частая причина — запущенный, невылеченный кариес, приводящий к воспалению в пульпе, а далее к распостранению процесса через каналы зуба за верхушку зуба в кость и надкостницу.
  • Периостальные проблемы также могут быть и после лечения каналов зуба по поводу уже имеющегося ранее воспаления. В этом случае они чаще всего вызваны недостаточной обработкой и некорректным пломбированием каналов. Однако данная проблема при современном уровне стоматологии уходит на второй план. И даже если мы встречаемся с такой ситуацией, то это, как правило, зубы с историей лечения более десятка лет.

Еще одна причина-отсутствие ожидаемой реакции организма на лечение каналов (в виде восстановления участка воспаленной кости у верхушки зуба) и продолжение ранее имевшегося процесса. Даже если мы все прекрасно обработали и запломбировали с использованием стереоскопического увеличения, контролем на 3D снимках, есть вероятность того, что природа не отреагирует на наши действия. Такое чаще всего встречается у зубов с ранее уже леченными каналами, которые доктор пытается реабилитировать. В медицине есть так называемые клинические рекомендации- фактически свод правил лечения. В них по поводу данного вопроса указаны следующие исходы; функция компенсируется в 60 % случаев, отсутствие повторения и осложнений в 20%, развитие осложнений в результате врачебных манипуляций-10% и развитие нового заболевания-10 % случаев.

• Воспаление может быть вызвано механической травмой (например, после перелома челюсти).
  • Затрудненное прорезывание третьих моляров (т.е. восьмерок).
  • Иногда причиной периостита являются осложнения после анестезии при стоматологических вмешательствах, осложнения после удаления зуба или лечения корневых каналов.

Как заподозрить наличие периостита челюсти

Наиболее характерным симптомом периостита является отек, боль и покраснение в зоне воспаления. Чаще всего процесс начинается с самопроизвольной боли в зубе, усиливающейся при дотрагивании до него, накусывании. Это пока признаки активации воспаления в кости. При отсутствии медицинского вмешательства события развиваются стремительно; боль нарастает, начинает пульсировать, может отдавать в близлежащие зоны.  Процесс начинает распостраняться на надкостницу-проблемная область отекает и становится красной и теплой. Постепенно проблема становится видимой на лице.

При этом появляются общие симптомы; повышается температура тела, озноб и общее недомогание, отсутствие аппетита, ломота суставов – симптомы, сходные с простудными. Могут увеличиться лимфатические узлы рядом с воспаленной областью.

Классификация и стадии развития

Различают следующие разновидности периостита по течению заболевания:

• Острый серозный периостит, который переходит в гнойный периостит-классический, чаще встречающийся вариант.
  • Оссифицирующий, как частная форма хронического периостита

Какие могут быть осложнения

Гнойный процесс при отсутствии своевременного лечения распостраняется на близлежащие структуры, вызывая абсцессы и флегмоны челюстно-лицевой зоны, шеи. Далее в ряде случаев инфекция опускается в грудную клетку, вызывая медиастинит с возможным летальным исходом.

Какие диагностические мероприятия проведет доктор

Для постановки соответствующего диагноза помимо осмотра с использованием стереомикроскопа в распоряжении наших врачей имеется ряд диагностических инструментов. Пациентам, обратившимся с симптомами периостита, предварительно назначают визуализирующую 3D компьютерную диагностику. Речь идет о поиске причины воспаления. Рентген покажет поражения, размеры и их точное местоположение.

В лабораторных анализах при периостите следует ожидать повышение маркеров воспаления —  лейкоцитов и СОЭ. Чаще всего на амбулаторном приеме их не используют из-за длительности исполнения.

Лечение периостита челюсти

Сразу главное: домашние средства неэффективны! Можно лишь попытаться снять боль до визита к стоматологу.

План лечения периостита будет зависеть от стадии развития заболевания:

• Лечение корневых каналов, или, если зуб не подлежит сохранению, удаление. Лечение корневых каналов, сложное и длительное, но позволяет дать шанс сохранить зуб.
  • При признаках наличия экссудата показаны разрез и дренирование, которые избавят от боли, отека, и предотвратят дальнейшее распостранение процесса. Следует отметить что в случае если причинный зуб решено сохранить, то (помимо манипуляций с ним в первое посещение) после стихания воспаления необходимо продолжить его лечение и восстановление. В противном случае он может быть причиной продолжения процесса или нового эпизода периостита.
  • Доктор в зависимости от ситуации назначит антибиотик и противовоспалительные препараты. Лечение длится до 7 дней.

Прогноз и профилактика

Лечение периостита имеет хорошие прогнозы, особенно при раннем обращении. Также стоит обратить внимание на эффективные профилактические меры- предотвращение развития осложнений кариеса, как наиболее частой причины периостита.

Регулярные осмотры у стоматолога должны быть в списке обязательных мероприятий не реже двух раз в год, как и профессиональная гигиена у стоматолога.

Если же болезнь уже дала о себе знать, записывайтесь на прием в клинику «Эдельвейс». Мы умеем понять пациента не только с медицинской точки зрения, но и с человеческой.

Абсолютно грамотный подход докторов с большим стажем, научными разработками и собственными наблюдениями гарантируют Вам полное избавление от проблемы.

Вернуться к списку публикаций