Периостит – причины, симптомы, диагностика и лечение
06.05.2022

Периостит челюсти (в народе флюс)– это воспаление надкостницы-оболочки, окружающей кость, в том числе верхнюю и нижнюю челюсть. Надкостница является основным источником жизнеспособности кости поскольку обеспечивает ее кровоснабжением.

Симптомы периостита челюсти

Наиболее характерным симптомом периостита является отек, боль и покраснение в зоне воспаления. Чаще всего процесс начинается с самопроизвольной боли в зубе, усиливающейся при дотрагивании до него. Боль нарастает, начинает пульсировать, со временем может иррадиировать носовые пазухи, уши, глаза и голову. Со временем выраженность воспалительного процесса нарастает – проблемная область отекает и становится красной и теплой. При отсутствии быстрого начала лечения у стоматолога повышается температура тела, может появиться озноб и общее недомогание, отсутствие аппетита, ломота суставов – симптомы, сходные с простудными. Могут увеличиться лимфатические узлы рядом с воспаленной областью.

Уже при первых симптомах, предполагающих периостит, как можно скорее посетите стоматолога, ведь только он может остановить инфекцию и спасти больной зуб.

Этиология периостита челюсти может быть разной:

• Самая частая причина — запущенный, невылеченный кариес, приводящий к воспалению в пульпе, а далее к распостранению процесса за верхушку зуба в кость и надкостницу.
  • Периостальные проблемы также могут быть вызваны некорректным   лечением корневых каналов при их недостаточной обработке пломбировании. Однако данная проблема при современном уровне стоматологии уходит на второй план. И даже если мы встречается с такой ситуацией, то это, как правило, зубы с историей лечения более десятка лет.
  • Затрудненное прорезывание третьих моляров (т.е. восьмерок).
  • Воспаление может быть вызвано механической травмой (например, после перелома челюсти).
  • Иногда причиной периостита являются осложнения после анестезии при стоматологических вмешательствах, осложнения после удаления зуба или лечения корневых каналов.

Классификация и стадии развития

Различают следующие разновидности периостита по течению заболевания:

• Острый серозный периостит, который переходит в гнойный периостит
  • Оссифицирующий, как частая форма хронического периостита

Также классифицируют периостит челюсти по патогенезу – например, травматический возникает в результате механической травмы, токсический – развивается в результате воздействия на надкостницу токсинов из других очагов поражения, одонтогенный периостит – как результат осложнения заболевания зубов или тканей пародонта.

Осложнения периостита челюсти

Гнойный процесс при отсутствии своевременного лечения распостраняется на близлежащие структуры, вызывая абсцессы и флегмоны челюстно-лицевой зоны, шеи. Далее в ряде случаев инфекция опускается в грудную клетку, вызывая медиастинит с возможным летальным исходом.  В связи с риском столь серьезных последствий воспаления надкостницы основным оружием в борьбе с неприятными осложнениями является профилактика здоровья полости рта, своевременная диагностика и лечение периостита челюсти.

Диагностика периостита челюсти

Для постановки соответствующего диагноза помимо осмотра с использованием стереомикроскопа в распоряжении наших врачей имеется ряд диагностических инструментов. Пациентам, обратившимся с симптомами периостита, предварительно назначают визуализирующую 3D компьютерную диагностику. Речь идет о поиске причины воспаления. Рентген покажет поражения, размеры и их точное местоположение.  Лабораторные анализы, как вспомогательный метод в сложных случаях – обычно показывают маркеры воспаления — повышенный уровень лейкоцитов или СОЭ.

Лечение периостита челюсти

Сразу главное: домашние средства неэффективны! Можно лишь попытаться снять боль до визита к стоматологу.

План лечения периостита будет зависеть от стадии развития заболевания:

• В зависимости от клинической картины обычно назначают антибиотик (перорально или инъекционно) и противовоспалительные препараты. Лечение длится около 7 дней.
  • Лечение корневых каналов, или, если зуб не подлежит сохранению, удаление. Лечение корневых каналов, сложное и длительное, но позволяет дать шанс сохранить зуб.
  • При признаках наличия экссудата показаны разрез и дренирование, которые избавят от боли, отека, и предотвратят осложнения. Следует отметить что в случае если причинный зуб решено сохранить, то (помимо манипуляций с ним в первое посещение) после стихания воспаления необходимо продолжить его лечение и восстановление. В противном случае он может быть причиной продолжения процесса или нового эпизода периостита.

Прогноз и профилактика

Лечение периостита имеет хорошие прогнозы, особенно при раннем обращении. Также стоит обратить внимание на эффективные профилактические меры, включающие соблюдение правильной гигиены полости рта и предотвращение развития осложнений кариеса, как наиболее частой причины периостита. Регулярные осмотры у стоматолога должны быть в списке обязательных мероприятий не реже двух раз в год, как и профессиональная чистка у стоматолога-гигиениста.  Если же болезнь уже дала о себе знать, записывайтесь на прием в клинику «Эдельвейс».

Вернуться к списку публикаций