Пародонтит: причины, симптомы и лечение
06.09.2022

Пародонтит возникает в результате длительного воспалительного процесса, вызванного патогенными микроорганизмами, естественным образом скапливающимися в местах соприкосновения десны с зубами. Зубной налет содержит в основном бактериальную флору и остатки пищи. Если его не удалять регулярно, он быстро превращается в зубной камень. Камень сначала затвердевает (минерализуется) у края десны, а затем «спускается» все ближе и ближе к корню, забиваясь под мягкие ткани, раздражая десны, вызывая отек и боль. Со временем он все больше сдавливает мягкую ткань десны, и она сокращается, опускаясь ниже. Одновременно оказывается негативное влияние на  ткани, удерживающие зубы в кости челюсти (то есть пародонт с периодонтальными связками и альвеолярная кость). Ослабляется фиксация зубов в лунках, расшатывание, грозящее потерей зуба.

Причины

Основная причина – длительное игнорирование качественной гигиены ротовой полости. Бактериальный налет и камень вызывают симптомы оральной инфекции, поскольку эти микробы могут вызывать воспалительную реакцию, которая приводит к отеку десен, кровотечению и, в конечном итоге, к разрушению тканей.

Бактерии воздействуют на структуры, окружающие зуб: кость, связку (периодонт), десну и цемент корня. Бактериальная инфекция в них приводит к развитию воспаления, а затем и к деградации этих структур. В результате это вызывает кровотечение, отек и через последовательные этапы расшатывания зубов — их рецессию. У пациентов с заболеваниями пародонта бактерии также представляют угрозу установленным ранее имплантам.

Факторы развития

Развитию пародонтита способствуют определенные генетические факторы и заболевания (такие как диабет или СПИД), курение и плохо подогнанные зубные протезы, кариозные дефекты , неправильный прикус и плохо поставленные пломбы. Также это может быть следствием гормональных нарушений, беременности, приема некоторых лекарств (в том числе противоэпилептических, иммуносупрессивных, антигипертензивных, лейкемии, местной аллергии или отравления тяжелыми металлами).

Однако на все эти причины приходится лишь 1 процент. Остальные 99 процентов заболеваний пародонта – результат недостаточной гигиены полости рта!

Симптомы

К первым симптомам пародонтита относится обнажение шеек зубов, возникающее одновременно с гингивитом. Во время болезни утрачиваются кости альвеолярного отростка и связочный аппарат зуба. При остром воспалении также могут появиться боль и кровоточивость десен.

К симптомам пародонтита также относятся:

• спонтанное или вызванное чисткой зубов кровотечение из десен
  • покраснение и видимый отек
  • повышенная чувствительность к теплу и холоду, а также к прикосновению (ощущается боль)
  • неприятный запах изо рта
  • специфический привкус во рту
  • опускание шеек зубов
  • отступающие десны
  • расшатывание зубов и щелей между ними
  • гнойные выделения между десной и зубом
  • пародонтальный абсцесс.

Возникновение любого из вышеперечисленных симптомов – повод записаться к пародонтологу в клинику «Эдельвейс».

Лечение пародонтита

Целью пародонтологического лечения является устранение воспалительного процесса и устранение пародонтальных карманов. Раннее выявление проблем пародонта позволяет бороться с ними неинвазивным способом. Пародонтит начальной степени можно вылечить систематическим удалением зубного камня, соблюдением правил гигиены полости рта, исправлением неправильно изготовленных пломб или протезов.

Пародонтит лечится в три этапа:

• Этап I. Этап гигиены – на начальном этапе стоматолог проводит профессиональную гигиену и рекомендует пациенту позаботиться о правильной гигиене полости рта в домашних условиях.
  • II этап. Фаза коррекции – начинается с лечения без оперативных вмешательств. На этапе коррекции проводится удаление зубных отложений под деснами. В рамках этого этапа также полируются корневые поверхности. Хирургические вмешательства выполняются при наличии у пациента глубоких карманов.
  • III этап. Поддерживающая фаза - последний этап лечения заключается в поддержании результатов, достигнутых на предыдущем этапе. На этом этапе важны систематические пародонтологические и гигиенические проверки.

Профилактика пародонтита

Пародонтит может привести к потере даже здоровых зубов, поэтому необходимо не только правильно лечить это заболевание, но и не допускать его повторного появления.

Перечень мероприятий, входящих в профилактику:

• Чистка зубов — удаление остатков пищи после каждого приема пищи не только улучшает наш комфорт, но и защищает область десен, где скапливается больше всего зубного налета — именно здесь может начаться воспаление десен. При чистке зубов следует также правильно подобрать зубную щетку и зубную пасту. Наилучшие результаты в удалении налета дают щетки со средней жесткостью. Людям, склонным к гингивиту и пародонтиту, рекомендуются зубные пасты с добавлением компонентов, обладающих антибактериальным действием.
  • Очистка межзубных промежутков – зубная нить, ирригаторы, межзубные ершики и другие средства для правильной очистки промежутков между зубами являются основой качественной гигиены. Орошение десен ирригатором также действует как массаж и стимуляция, что может помочь улучшить кровоснабжение десен.
  • Профессиональная гигиена в кабинете стоматолога – даже правильный уход за полостью рта в домашних условиях не заменит посещение специализированного кабинета – стоит регулярно посещать стоматологические кабинеты, где специалисты проведут осмотр и посоветуют оптимальные решения. Профессиональная профилактика включает удаление зубного камня (ультразвуковой скейлинг, Air Flow), а также полировку и фторирование зубов.

Записаться на прием к стоматологу

Если есть симптомы пародонтита, приходите на прием в стоматологию «Эдельвейс». Врач-пародонтолог профессионально оценит состояние ваших зубов и проведет эффективное лечение. Записаться на прием к стоматологу вы можете по телефону, или используя форму на сайте.

Вернуться к списку публикаций